Журналист Прёдль, или как как я перестал бояться арт-чгк

Андрей Солдатов, , 3157 просмотров

Как живут идеи и практики

Сначала нужно разобраться, как вообще живут идеи и практики. Проще всего думать об этом вот в таком фреймворке.

Идеи, практики (да вообще много что) проходят путь от табу до нормы. Иногда скатываются в архаику, что нередко оказывается почти тем же самым, что и табу. Но по порядку.

Табу чаще всего результат регулирования общиной или государством. Спортивное ЧГК регулируется общиной-кодексом и довольно свободно, мне сходу не приходит в голову что-то табуированное, разве что лобовой мат вроде бы табуирован.

Зато много что считалось или считается маргинальным. Этот статус имели и реалии, и приемы (но до сих пор приходится слышать, что замены — это новомодный прием). До сих пор активно обсуждается, что же делать с вопросами «про пипирку». Кому-то в этом видится до сих видится табу.

Образец — это когда что-то создается круто и интересно, и все понимают, что теперь так надо делать. Образец, сразу приходящий на ум: VII Открытый Кубок России по ЧГК. По ощущениям, мы живем в норме, созданной этим пакетом, до сих пор.

Норма — это коммерческое функционирование. В чгк, что характерно, норма живёт ровно по тем же законам, что и в обычной жизни. Это стандартизированный повторяемый продукт без попыток создания образца, скатывание в маргинальную область также для нормы крайне опасно. Словосочетание «синхрон за 6$» обозначает норму: синхроны из 36 вопросов не слишком сложные и не слишком требовательные к используемым знаниям. В шести долларах нет ничего плохого, разве что слишком радикальное отклонение от образца обычно раздражает.

 Архаика — один из путей развития идей или практик в этом цикле. Это то, что перестало использоваться на практике. Нетрудно вспомнить, что лет 15 назад вопросы про «12 стульев» были нормой. Но сейчас, кажется, это архаика — ни один практикующий редактор не апеллирует к нетленкам Ильфа и Петрова. Это естественное развитие событий.

Путь в архаику легко проследить еще на актуальном примере. Кастинге актрис одним из самых влиятельных кинопродюсеров. То, что 20 лет назад было нормой, стало архаикой: не практикуется и осуждается. Все эти процессы не проходят безболезненно, иногда переход из нормы в архаику (кстати, другие переходы тоже) часто сопровождается словом «хайп». Слово «хайп» нередко обозначает, что говорящий это слово упустил момент переход из нормы в архаику.

Про норму и ее оценку

Норма в ЧГК потребительская тема, и в этом нет ничего плохого. Но не является целью, ведь для поддержания экосистемы нужны новые идеи. Не стоит пугаться ужасного слова «табу». Вот, например, крутейший вопрос про табу (завидую Михаилу, я спустя года полтора прочитал книгу про Китай, где тоже был этот факт).

Сообществу в целом нужны маргинальные факты, приемы, идеи. И не все из них станут образцом, который потом будут копировать, но реагировать на них нужно адекватно. Комментарий «Свояк» на самом деле означает «Я считаю требуемое знание маргинальным», и это мнение может быть ошибочным, особенно учитывая, что норма в ЧГК применительно к знаниям склонна к самовоспроизводимости (так называемое бинго), даже в ущерб к некоему обесцениванию занятию ЧГК.

Арт-чгк

Арт-чгк существовало довольно длительное время в лице племянника автора вопроса. Однако активное бытование термин обрел опять же, после ОКР, только другого.

Надо сказать, идея тогда не удалась. Вопросы сильно противоречили здравому смыслу, непродуктивно обсуждались и вызвали очень большое отторжение (у меня тоже). Явление скорее укоренилось в маргинальном статусе.

Карантин и гуглоустойчивость

У меня с доверием к результатам синхронов и раньше были интуитивные проблемы. На карантине с онлайн-играми это вообще перестало быть проблемой: об этом стали говорить вслух и много.

Однажды за время карантина добрались до не слишком востребованных редакторов типа меня и заказали гуглоустройчивый пакет. Уродовать нормальные интересные факты мне не хотелось, и я согласился на эксперимент в области арт-чгк, упаковав в вопросы какие-то вещи, для которых я не находил уверенного источника, свои неправильные ответы, наблюдения свои и знакомых.

Мне кажется, что сложившиеся условия (носите маски, где это необходимо) очень располагают к тому, чтобы многие редакторы попробовали создать образец в арт-чгк. Свои наблюдения, неподтвержденные источниками выписки и многе другое — мне кажется, это было бы точно интересно. Как минимум, после отыгрыша не будет обвинений в гуглении.


Комментарии


Максим Мерзляков (Воронеж), , 18501 просмотр

Краткая история вопроса. Часть первая: как писать

Здравствуйте! Меня зовут Максим и я редактор :) В этой и последующих статьях я бы хотел подробно рассказать о процессе написания и редактирования вопросов, а также о том, как редактура помогает лучше играть в интеллектуальные игры. Тем получилось три: «Как писать», «Как редактировать» и «Играй как редактор».
Максим Мерзляков, , 19095 просмотров

Про замены

Четвертый выпуск блога "О котах и вопросах", в котором есть замены.
Сергей Терентьев, , 13021 просмотр

Обозревая классиков. Вопросы команды «Мозговорот».

За 30 лет существования спортивного ЧГК сама игра почти не изменилась , а вот вопросы прошли больший эволюционный путь.
Мне нравится перечитывать творчество «старых мастеров», в этой рубрике я попробую выделить характерные черты ранних вопросов и поделиться наиболее интересными из них.